Навесной транец для лодки (надувной, ПВХ) своими руками, особенности самодельного изготовления — разбираем детально

Не все модели лодок ПВХ комплектуются транцами. Некоторые плавсредства имеют только обустроенные места для крепления приспособления. В таких случаях владельцы либо покупают, либо своими руками изготавливают навесной транец для ПВХ лодки. Тем более что сделать его для человека, обладающего минимальными навыками работы со столярным и слесарным инструментом, несложно. Существует большое количество вариантов изготовления этого устройства, однако выбрать нужно такой, который бы подходил под имеющийся мотор и модель лодки.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 524
Источник: https://ribaku.info/ekipirovka/izgotovlenie-navesnogo-trantsa-svoimi-rukami-dlya-lodki-pvh

Требования к самодельным транцам

Процесс самостоятельного изготовления транца для лодки должен отвечать двум основным требованиям: безопасность и функциональность изделия. Соблюдение мер безопасности – критерий первостепенной важности. Его выполнение выражается в придании транцу соответствующих характеристик. Его конструкция, а также материалы, из которых он изготовлен, должны быть прочными, лишенными каких-либо конструктивных изъянов: трещин, сколов, вмятин, деформация и других. Присутствие подобных недочетов может привести к разрушению конструкции в процессе эксплуатации, срыву мотора, что способно повредить лодку и создать условия для возникновения чрезвычайной ситуации во время плавания.

Форма и конструктивные характеристики самодельного транца должны соответствовать заявленным потребностям. Рама, на которой удерживается платформа, должна быть способна выдержать вес мотора.

Технические характеристики мотора (количество лошадиных сил, вес и другие) подбираются индивидуально, под характеристики лодки (водоизмещение, грузоподъемность, конструкция, прочность материала).

При установке транца на корму лодки необходимо учитывать и его собственный вес. Вкупе с ним вес мотора может быть избыточным для конкретной модели лодки, что может привести к дифференту на кормовую часть. При таких обстоятельствах зачерпывание воды лодкой становится неизбежным и последовательно увеличивается при прохождении волн.

К дополнительным требованиям, предъявляемым к транцам, изготовленным самостоятельно, можно отнести наличие достаточной влагоустойчивости. Транец – элемент лодочного оборудования, который контактирует с водой. Постоянное нахождение во влажной среде может привести к окислению поверхности металлических частей его конструкции. Деревянные же части самодельного транца без надлежащего водоотталкивающего покрытия будут, впитывая влагу, разбухать. Это приведет к потере надежности крепления мотора и скорейшему выходу транца из эксплуатации.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2352
Источник: http://wlooks.ru/lodki/tranec-svoimi-rukami/

Почему он необходим

Навесной транец для надувной лодки — это жесткая досчатая конструкция, специальная площадка для монтажа мотора на округлый борт надувной лодки. Применение навесных транцев для лодок ПВХ или резиновых — единственный способ установить на них двигатель, если изначально его применение для этой модели не предусматривалось. При этом  транцы-самоделки не подпадают под понятие «существенных изменений в конструкции», поэтому их применение не требуется согласовывать с производителем либо какими-то контролирующими инстанциями.

Подвесной транец может быть смонтирован не только для мотора: его можно применять для установки держателей удочек, т. н. «подстаканников», а также другого бортового оборудования, например эхолота.

Совет! Только учтите, что самодельный транец может быть использован только с маломощным мотором, мощностью не более 3,5 л.с., позволяющим развивать скорость не больше 10 км/ч.

Применение моторов более высокой мощности оправдано только на тех лодках, которые уже имеют все необходимые крепления, т. к. рассчитаны на ход с высокой скоростью. Примером могут служить восьмиместные суда «Барк» серии BT — транцы у них встроенные.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1159
Источник: https://fishelovka.ru/equipment/navesnoj-tranec-kak-sdelat-svoimi-rukami

Необходимые инструменты и материалы

Для изготовления транца своими руками понадобится минимальный набор инструментов и перечень подходящих материалов.

Инструменты:

  • приспособления для распиливания металла: болгарка (УШМ) или ручная пила по металлу;
  • электрическая дрель или шуруповерт;
  • приспособления для распиливания древесины: ножовка или электрический лобзик;
  • сварочный инвертор (в зависимости от конструкции модели);
  • трубогиб (в зависимости от модели или наличия/отсутствия сварочного инвертора);
  • гаечные ключи.

Расходные материалы:

  • саморезы;
  • обрезные диски для болгарки или полотна для пилы по металлу;
  • сверла и насадки-биты;
  • пильные полотна для электрического лобзика;
  • электроды (при использовании сварочного аппарата);
  • лак яхтный;
  • кисть малярная;
  • краска молотковая;
  • специализированный клей для лодок.

Материалы:

  • железная труба до 20 мм в диаметре (предпочтительно круглого сечения);
  • фанера. 30-40 мм толщиной (можно её использовать в 2 слоя по 1,5 или 2 мм).
  • гайки;
  • заводские переходники-крепления (приклеиваются к корпусу лодки), их желательно приобрести в магазине, так как самостоятельное изготовление затруднительно.
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1396
Источник: http://wlooks.ru/lodki/tranec-svoimi-rukami/

Самодельные транцы — какие они бывают

Транец навесной для лодки ПВХ своими руками изготовить вполне возможно. Обратите лишь внимание, что лодка должна быть сделана именно из поливинихлорида — прочного и стойкого к истиранию материала. Установка самодельного транца на резиновую лодку возможна, но резина — менее прочный материал, чем ПВХ, а использование мотора даст дополнительную нагрузку.

Транец для лодки ПВХ имеет, как правило, одну универсальную форму — это прямоугольная или квадратная пластина из влагостойкой и прочной бакелитовой фанеры толщиной 16-20 мм. ДСП, ДВП и другие подобные материалы не применяются — их прочностные характеристики не подходят для требуемой цели — выдерживания веса мотора. Но обычная многослойная фанера для изготовления транца допустима при условии пропитки водоотталкивающим составом и покрытия сверху яхтным лаком.

Различия в конструкции транцевых приспособлений сводятся к разным способам крепежа на корпус плавсредства.

  1. Крепление опорной плиты на гнутых кронштейнах на специальные рымы, или бобышки. Их устанавливают при помощи клея непосредственно на баллон. Рым представляет собой «присоску» с отверстием или кольцом, в который вставляется кронштейн. Некоторые модели лодок имеют встроенные рымы.
  2. Прижим опорной плиты с помощью струбцин, если корма лодки жесткая, а не в виде баллона.
  3. Конструкция навесного транца для надувных лодок из ПВХ Г-образной формы, которая привязывается к рамам или другим специальным креплениям прочным шнуром либо ремнями.
  4. Сваренная из металлического прута или трубы рама, которая повторяет форму кормы лодки.

Последний способ — самый трудоемкий, но позволяет оптимальным способом распределить массу двигателя и за счет этого добиться лучшей управляемости лодки.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1725
Источник: https://fishelovka.ru/equipment/navesnoj-tranec-kak-sdelat-svoimi-rukami

Как сделать транец своими руками

Зная, что такое транец, и каким критериям он должен соответствовать, можно приступать к изготовлению. От выбранного способа крепления устройства будет зависеть его конструкция. Если плавсредство оснащено элементами крепления, то изготавливать надо только подвесной транец, в противном случае предстоит монтировать крепежные элементы (бобышки). Приобрести их можно в магазине и приклеить к кормовому баллону.

При таком способе крепления нагрузка от двигателя будет передаваться точечно, и в местах склейки возникнет большое напряжение, которое может привести к их повреждению. Поэтому некоторые рыбаки предпочитают крепить устройство к элементам корпуса плавсредства.

Чертежи и инструменты

Перед началом работ нужно провести расчеты весовой и прочностной характеристики устройства и составить чертеж доски и схему крепления к плавсредству. Для изготовления транца понадобится:

  • набор слесарных инструментов;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • электродрель;
  • ножовка по дереву или электролобзик.

При отсутствии или неумении пользоваться сварочным аппаратом нужно обратиться к специалисту. Перечень инструментов может изменяться от выбранной конструкции и способа крепления изделия.

Материалы

Самодельный транец для резиновой лодки изготавливают из многослойной водостойкой ламинированной фанеры, металла или прочного пластика (гетинакса, текстолита и др.). Можно использовать и деревянную доску, но ее необходимо обработать антигрибковой пропиткой и покрасить не менее чем в 3 слоя яхтенной эмалью или лаком.

Для крепления можно использовать металлические прутки, трубки или профильную трубу малого сечения. Лучше применять материал, не подвергающийся коррозии. При использовании стальных элементов их необходимо обработать грунтом (железным суриком) и покрасить водостойкой краской. Для установки транца лучше применять нержавеющий крепеж. Это облегчит сборку конструкции перед спуском лодки на воду.

Инструкция по изготовлению

Величина изготавливаемого устройства зависит от модели лодки и мощности подвесного мотора. Для самодельного транца не стоит выбирать сложную конструкцию. В некоторых случаях простое устройство оказывается гораздо надежней сложного.

Порядок работ:

  1. Изготовление пластины. Подойдет материал, стойкий к воде. Толщина фанеры должна быть не менее 18 мм, а стального листа — 3−4 мм. Форма и величина транцевой доски зависят от мощности двигателя. В месте крепления, под мотор, дополнительно устанавливают брусок для улучшения фиксации оборудования.
  2. Изготовление крепления. Лучше всего использовать стальные трубки диаметром 6−10 мм. Крепежные дуги выгибаются вручную, а поперечная усиливающая трубка приваривается электросваркой. Такой способ установки транца используется при наличии бобышек.
  3. Крепление транцевой доски. Этот элемент должен быть с отверстиями для крепления болтов к усилителям либо к крепежным дугам.

Собирается весь комплект непосредственно перед спуском плавсредства на воду.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2942
Источник: https://ribaku.info/ekipirovka/izgotovlenie-navesnogo-trantsa-svoimi-rukami-dlya-lodki-pvh

Усиление навесного транца

Иногда при падении давления в баллонах и работе двигателя его нога уходит под днище. В такой ситуации проводят укрепление подвесного транца. Для этого можно использовать дополнительные растяжки, установленные на бортах. Но чаще всего применяют крепежные элементы, которые фиксируются на кормовой банке плавсредства. При этом получается более жесткая конструкция.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 388
Источник: https://ribaku.info/ekipirovka/izgotovlenie-navesnogo-trantsa-svoimi-rukami-dlya-lodki-pvh

Особенности установки

Проведение всех измерений, подгонка, сборка и установка транца производится только на полностью надутой лодке. Давление внутри нее должно соответствовать повседневному рабочему давлению. Это позволит соблюсти правильность пропорций деталей и произвести качественное приклеивание переходников. Если их приклеить к спущенной лодке, после надува есть вероятность их отклеивания.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 608
Источник: http://wlooks.ru/lodki/tranec-svoimi-rukami/

Как установить транец

Установка транца на резиновую лодку — самая непростая операция. Сама по себе конструкция такого плавсредства не допускает применения самых простых и надежных соединений — на болтах, с помощью сварки и т. п., поэтому используется соединение на клею.

Транец устанавливают в рымы, которые должны быть приклеены к баллону лодки клеем, предназначенным для ее ремонта. Видом рыма является, например, леер, либо ручка для переноски лодки (удобна в качестве опоры для нижней части транца). Рекомендуется использовать покупные детали, т. к. изготовить рымы самостоятельно сложно (но можно — например, из вулканизированной ткани или из материала, предназначенного для наклейки заплат на лодку).

Сначала плавсредство необходимо надуть полностью. Размеченные ранее места для монтажа лееров слегка зачистить наждачкой-нулёвкой, обезжирить растворителем и нанести первую порцию клея для ПВХ. Выждать некоторое время, чтобы первый слой клея частично застыл, нанести второй, приложить пластиковый рым и плотно придавить. Разместить таким образом все бобышки, удостовериться, что схватывание произошло, и сдуть лодку наполовину.

На последнем этапе крепления необходимо установить транец нижним концом в опорный рым, верхние кронштейны вставить в соответствующие леера, и надуть лодку полностью. Обратите внимание, что в этой конструкции удержание транца на баллоне происходит благодаря силам упругости.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1403
Источник: https://fishelovka.ru/equipment/navesnoj-tranec-kak-sdelat-svoimi-rukami

Полезные советы

Форму и тип конструкции необходимо выбирать непосредственно по характеристикам двигателя. Сборка транца до покупки мотора может привести к их полному несоответствию. Конструкцию транца можно оборудовать дополнительными функциональными приспособлениями. В их качестве могут выступать трубчатые держатели для удилищ, крюки для зацепа (в том числе и сетки с рыбой), полочки, столик и другие элементы, необходимые при эксплуатации надувной лодки.

О том, как смастерить навесной транец на лодку своими руками, смотрите в следующем видео.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 666
Источник: http://wlooks.ru/lodki/tranec-svoimi-rukami/
Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 13163
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://wlooks.ru/lodki/tranec-svoimi-rukami/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5022 (38%)
  2. https://ribaku.info/ekipirovka/izgotovlenie-navesnogo-trantsa-svoimi-rukami-dlya-lodki-pvh: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3854 (29%)
  3. https://fishelovka.ru/equipment/navesnoj-tranec-kak-sdelat-svoimi-rukami: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 4287 (33%)

Spread the love

Добавить комментарий